Не осуждайте, но Любите друг друга!

С грехом бранись, а с грешником мирись.
Русские пословицы.

…Когда видишь кого падающим, закрой скорее глаза да внутрь себя смотри, чтобы тоже не бухнуться.
Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883– ок. 1937).

Если хочешь испытывать дела других, то рассматривай добрые дела их, а не злые.
Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
Преподобный Нектарий Оптинский (1853-1928).

Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собой образ Божий.
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Когда осуждаешь, молиться так: Ведь это я, Господи, согрешаю, меня прости, меня помилуй.
Иеромонах Василий Оптинский (Росляков) (1960-1993)

«Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое»(Мф. 12, 35), — говорит Спаситель. Так речь человека указывает на его духовно-нравственное состояние. Все мы помним слова: «Не судите, да не судимы будете», но грех осуждения так «легок», привычен и повсеместен, что совершенно не замечается нами.

Для человека невозможно совсем уберечься от греха, и каждому из нас вполне хватает дел на своем духовном огороде. Если мы будем часто заглядывать в огород соседа, то наши собственные грехи-сорняки совсем заглушат нежные ростки добродетелей на нашем участке.Кто имеет привычку осуждать, тот добровольно берет на себя работу беса. На Страшном Суде, когда Ангел расскажет о добрых делах человека, демон прочтет список злых дел. Будет в этом списке и неправда, но будут и действительные, совершенные грехи. Не хотелось бы тогда выступать свидетелем обвинения как единомышленник диавола.

Почему же такое внимание мы уделяем греху осуждения? Потому что грех этот свойствен всем нам, привычен, незаметен. Потому что, как мелкий речной песок, засыпает он нашу душу, и она, как сказочная Аленушка, не в силах уже подняться со дна омута, не в силах шевельнуться, встать на доброе дело. А между тем, каждая песчинка обернется искрой Божиего гнева в день Суда.

Церковь учит осуждать любое проявление зла.Нельзя судить грешника (потому что в этом случае сам грешишь), но необходимо осуждать грех

Все мы имеем грехи, и грехи эти у всех одинаковые — нарушения заповедей Господних. Может, только в разной форме, либо делом, либо словом, либо помыслом. Каждого из нас есть за что наказывать. Поэтому так важно прощать, а не судить. Тем более, что суд наш вызван не проступком ближнего, а просто нелюбовью к нему. «Не по хорошу мил, а по милу хорош», — говорит пословица. А «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не пре- возносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4 — 5, 7). Любимый ученик Христа, апостол Иоанн Богослов, названный Апостолом любви, единственный из учеников до- живший до глубокой старости и умерший своей смертью, в последние годы на все вопросы о жизни и спасении повторял:«Детки, любите друг друга». Аминь.
Обсудить у себя 3
Комментарии (19)
Странно, почему-то эта тема не вызывает отклика в сердцах и умах… Зато осуждение греха содомии вызвало настоящее цунами комментариев в защиту носителей этого греха!
вызывает. считаю, это одна из важнейших тем. Чуть позднее напишу свой комментарий
Алексей, каждый из нас поддавался, и не раз греху осуждения… И понятно, что это плохо. ЧТо надо следить за собой, и останавливать себя. А надо ли останавливать другого, который при тебе поддается осуждения? Или это тоже будет осуждение осуждения?
 
Уверен: люди должны бороться со злом!
Если Вы изучали физику, то знаете, что энтропия (хаос) замкнутой системы может только возрастать. Чтобы сдерживать хаос нужно постоянно проводить работу.
Зло и хаос проявление сил разрушения. Любой грех зло, но разными порциями. Осуждение — большое зло малыми порциями. Осуждая осуждающего — увеличиваешь это зло. Православные Отцы  говорили: осуждать нужно сам грех, а не согрешающего. Какая разница между осуждением грешника и осуждением греха? Примерно такая же, как переход «на личности» во время прений по какому-либо вопросу.
Как остановить осуждение? Осудите само осуждение на примерах.
Должны ли каждому осуждающему прямо во время того, как он осуждает, говорить, что это грех?
Прямо говорить нужно (и обязательно нужно) тем, кто может это принять. Часто люди обижаются на прямые указания, потому, лучше использовать, по примеру Спасителя, притчи.
Алексей, кто не понимает прямые указания (и, заметьте, я никогда не матерюсь а потому и не мутирую) — тот не понимает и притч.
Больше всего меня беспокоят даже не матерящиеся или содомствующие, а те, кто утверждает, что являются христианами, и при этом несут всякую чушь, к сожалению даже не грамотную, не остроумную, и почти без следов умственных процессов,   просто обижают людей. Как поступать в этом случае? Ведь тот кто знает ответственен больше того, кто не знает…
Если им говорить — то они еще больше будут разводить это болото  - и еще больше грешить А если не говорить — то так и будут продолжать…  
Нужно терпение, увеличивая эту добродетель Вы уменьшаете действие зла. Не нужно  действовать «по первому порыву», увеличивая добродетель рассудительности, Вы опять же будете уменьшать действие зла. Хамят — отдалитесь, т.к. хамы сами себя накажут.
хорошо, Алексей, я попробую. Спасибо.

Ну и Ваш метод притчами тоже попробую —  только немного в другом ракурсе  - написать посты о тех служителях хритстианства, кто не отпугивал, а вдохновлял на добродетели… личным примером
Помоги Господи
Помните только, что не все «служители христианства» Православны, т.е. стоят в Истине. сатана может принимать обличия Ангела Света и вводить в соблазн.
да, Алексей, я таких видела. Так и хочется пощупать не ли рожек, хвостика и копытец… Но я доверяю частице Бога, которая живет во мне, в моем сердце, как вечный огонь
лучше, думаю, сказать не «вечный огонь», но тепло Божьей Любви, как полагаете?
можно сказать и тепло Божьей Любви… Кстати от Вас, Алексей, я его чувствую, поэтому с Вами легко общаться несмотря на то, что мы абсолютно разные
 
Любовь, исходящая от Бога имеет такую силу, что реально согревает не только душу, но и тело. Свет, исходящий от Него настолько мощен, что может удерживать и душу и тело человека в пространстве без всякой другой опоры.

для пользы, не хвалите, но критикуйте побольше, не то возгоржусь )
это не похвала, а констатация
А критиковать — всегда пожалуйста ) 

Если серьезно — сострадаю я очень тем, у кого нет собственной головы на плечах и сердца, чтобы отличать ложь от истины — и не важно кто это — молодые атеисты или старые считающие себя православными… И особенно горько, когда вижу, что они на полном серьезе считают себя состоявшимися личностями со своим мнением, а по сути зомби… Больно, но так и есть 
Не печальтесь, Господь силен дать шанс исправиться любому грешнику (а мы все — грешники). Думаете, Христу на нас взирать не больно? Он за нас жизнь Свою отдал, а некоторые из нас утверждают в безумии, что Его нет. Все люди давно бы погибли во мраке без Него, без Его Любви и Его Света.
Думаю, Христос знал на что шел… Потому это и был Подвиг
Разумеется Он знал, для Бога человеческие понятия «время» и «пространство» не имеют смысла. Однако, для Бога ценно то, что в отличие от Ангелов, люди, по своей воле, могут стать лучше или хуже. Вся жизнь здесь на земле — выбор: на Небо (трудно, потому как «вверх») или в ад (легко, потому как «вниз»).
Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина
О неосуждении



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!

Такие молитвенные прошения Церковь возносит ежедневно Великим постом, чтобы Господь очистил нас от греха осуждения ближних, ибо нет среди нас греха более распространенного, нежели этот. Осуждать ближнего, осмеивать и укорять его за недостатки и слабости, видеть и открывать в поступках своего собрата одно худое и низкое есть всеобщая слабость человеческого рода. Всюду один другого судит и осуждает. И при этом столь всеобщий и повсеместный сей недуг или вовсе не считается грехом, или считается грехом не важным.

Церковь же многократным повторением молитвенного воззвания преподобного Ефрема к Богу желает привести нас к сознанию серьезности и опасности греха осуждения и вызвать в нас решительное намерение оставить сей грех. Осуждать ближнего за его поступки и действия значит браться не за свое дело, предвосхищать суд Христов. Право судить людей принадлежит одному только Богу.

Ближний от нас ни в чем не зависит, ничем нам не обязан. Все мы принадлежим Богу, в Его руках жизнь и смерть людей. Мы — дети одного Отца Небесного, Который и наградил каждого человека различными дарованиями, душевными и телесными; следовательно, лишь Господь и вправе требовать от нашего ближнего отчета в том, правильно ли он пользуется данными ему талантами, не злоупотребляет ли ими во вред себе или ближним. Нам же не должно входить в разбирательство чужих дел, давать им ту или иную оценку.

Апостол Павел так говорит об этом: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Все мы предстанем на суд Христов. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14, 4, 10, 12-13). Также и в Ветхом Завете было сказано, что суд — дело Божие. Бог будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте (ср.: Пс. 9, 9), — говорит святой Псалмопевец.

Преподобный Иоанн Савваитский рассказы-вает о себе: «Однажды пришел ко мне в пустыню монастырский инок, чтобы посетить меня. Я расспрашивал его об отцах монастырских, как они живут. Инок отвечал: „Хорошо, молитвами твоими“. Потом я спросил об одном иноке, о котором носилась молва, что он живет худо. „Нисколько не переменился сей“, — сказал он мне. „Горе ему“, — воскликнул я и с этим словом впал в исступление; мне представилось, что я стою близ Лобного места, на котором вижу Господа нашего Иисуса Христа посреди двоих разбойников. Я устремился на поклонение Ему. Но когда я приблизился к Господу, Он обратился к предстоявшим Ему Ангелам и сказал: „Отгоните его прочь; он Мне противник, антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего суда“».

Все верующие во Христа составляют единый благодатный организм -Тело Христово, Главою которого является Сам Христос. Все члены сего Тела призваны жить во взаимном согласии и мире. Нарушение же хотя бы одним из верующих согласия, любви и мира с кем-либо вносит в жизнь этого благодатного союза разлад, и если мы не исправляемся, не ищем примирения с ближним, то раздираем хитон церковный и становимся виновными пред Господом.

Судить людей нельзя и потому, что всякий человек по своей природе является неприкосно-венным сокровищем Божиим. «Смотри, — говорит преподобный Макарий Великий, — как велико небо и земля. Но они мимо идут и не о них благоволит Бог, а только о тебе. Воззри на свое благородство и достоинство. Не Ангел, а Сам Бог пришел ходатаем за тебя. Бессмертная душа твоя есть драгоценный некий сосуд. Эта бессмертная душа, этот драгоценный сосуд есть образ Божий в человеке, и сам человек есть храм живущего в нем Духа Божия». Пусть жизнь человеческая мало соответствует сему высокому назначению, пусть человек много грешит, но и в таком своем виде он остается образом Божиим и имеет все возможности для духовного восстания и возрождения и потому всегда достоин нашего признания и почитания.

Преподобный Серафим Саровский, встречая в своей пустыньке приходящего к нему, кланялся ему в ноги и говорил с сияющим лицом: «Радость моя, Сам Бог (в твоем лице) посетил меня!» Преподобный чувствовал и благодатно воспринимал в каждом человеке этот образ Божий, образ таящегося в нем Небесного человека.

Мы не можем осуждать нравственное поведение ближних также и потому, что не в силах произнести о человеке правильное суждение: Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор. 2, 11). Суд наш обычно основывается только на внешних признаках, которые часто не соответствуют внутренним качествам. Душа наша может быть известна только нам одним, и то не всегда мы можем знать точно своих внутренних побуждений к каким-либо действиям или поступкам, потому что благодать Божия движет сердцем, не всегда сказываясь сердцу; тем более никто не знает, что в душе брата нашего.

Быть может, в то время, когда мы осуждаем нашего согрешившего ближнего, он давно в слезах и в сокрушении сердца раскаялся пред Богом и испросил у Него прощения. Быть может, осуждая ближнего, мы делаемся орудием клеветников, которых диавол научил говорить на ближнего ложь, чтобы посеять между христианами смуту и нестроение.

Быть может, мы глубоко ошибаемся, решаясь осуждать других за то, за что на деле их нужно одобрять и уважать. Всякий поступает по удостоверению ума своего, так что иногда человеку духовно развитому какой-нибудь поступок представляется плохим и предосудительным, но малоразвитому, младенцу по вере тот же самый поступок кажется хорошим и желательным. За Спасителем следовал на распятие разбойник. Но через час этот разбойник стал исповедником и услышал от Господа обетование наследовать рай. Что, если презираемый мною грешник повторяет в глубине кающейся души молитву благоразумного разбойника? Как тяжек будет тогда грех мой!

Осуждая других, мы и от людей, и от Бога навлекаем заслуженное осуждение на самих себя. Не судите, — говорит Господь, — да не судимы будете (Мф. 7, 1). Часто мы осуждаем ближнего за то, в чем виновны сами и в чем себя самих не только извиняем, но и похваляем. Осуждая таким образом другого, не осуждаем ли мы вместе и себя?

Неизвинителен ты, всякий человек, — пишет святой апостол Павел, — судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же (Рим. 2, 1). И преподобный Антоний Великий говорит: «В осуждении другого твое падение. Через осуждение ты сам впадаешь в руки врагов твоих. Не только осуждать нельзя, но и поставить на вид кому-либо какой-либо недостаток и немощь. Не только самому осуждать нельзя, но и уха подставлять нельзя, чтобы услышать худое мнение других».

Так строго судит великий Антоний столь распространенный среди нас грех осуждения! А мы любим не только сами осуждать, но и прислушиваться к ссорам, к клевете на других людей.

Нам предоставлено право судить только самих себя. Апостол Павел говорит: Испытывайте самих себя, самих себя исследывайте (ср.: 2 Кор. 13, 5). Вот предмет, о котором мы должны судить со всем старанием и со всей строгостью. Каждый из нас должен дать отчет за себя Богу, и какой строгий, полный отчет! Надо приготовиться к нему. Смотрел ли ты в глубину души твоей, поверял ли ты себя? Обсудил ли ты себя самого по всей строгости, по всей правде?

Придется ведь показать на суде все тайные движения сердца своего: и злость, и зависть, и похоть — все темное и грязное. Известны ли тебе все тайны твои? Мы и тут должны сказать, что мы для себя — чужие. Мы не хотим рассмотреть свои собственные чувствования и наклонности — все изранены, а занимаемся чужими делами. Потому-то говорит Господь: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3, 5). Этим Спаситель научает нас, чтобы мы замечали свои собственные слабости и недостатки.

Но, может быть, кого-нибудь смущает вопрос, как же умалчивать о поступке, когда действительно совершен грех? Вот какой на это ответ находим мы в Патерике.

Однажды братия спросили преподобного Пимена Великого: «Авва, следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?» — «Следует, — отвечал преподобный Пимен. — Если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех». — «Но какой же ответ ты дашь Богу, что, увидев согрешающего, не обличил его?» — снова спросили у него. И отвечал он: «Я скажу: „Господи! Ты повелел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучок из глаза брата — я исполнил повеление Твое“». И когда один инок говорил Преподобному, что ему передали о некоем брате, нерадиво живущем, то Пимен заметил: «Не верь тому, кто тебе передал. Он неверный человек». Святые Отцы очень остерегались судить других. И мы должны отгонять от себя всякий помысел осуждения, памятуя слова Господа: Не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37). Аминь.

Архимандрит КИРИЛЛ (ПАВЛОВ)
1962 г.
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Алексей М
Алексей М
Был на сайте никогда
Читателей: 83 Опыт: 0 Карма: 1