Не страдают от зависти только доброжелатели.

Зависть, по мнению Церкви, — поругание самой природы, порча жизни, вражда против всего, что дал нам Бог, а значит, и противление Создателю. Более пагубной страсти, чем зависть, не бывает в душе человеческой. Как ржавчина разъедает железо, точно так же и зависть снедает душу, в которой живет. Кроме того,зависть является одной из самых непреодолимых разновидностей вражды. И если прочих недоброжелателей благотворение склоняет к кротости, то завистливого сделанное ему доброе дело только раздражает.

Завистью как оружием от начала мира уязвляет и низлагает человека дьявол — первый истребитель жизни. Из зависти рождаются смерть души, отчуждение от Бога и лишение всех благ жизни на радость лукавому, который сам был поражен той же страстью. Поэтому зависти нужно остерегаться с особым рвением, чтобы случайно не стать сообщником сатаны и не подвергнуться осуждению вместе с ним.

Если же зависть все-таки мучает человека, нужно прежде всего вспомнить, что вы — один из членов Христовых, поэтому и бесчестие, и честь у вас с ним общие. Подобные мысли успокаивают душу. Но как говорил преподобный авва Исайя, «горе завистникам, ибо они делают себя чуждыми благости Божией».

Как червь древесный прежде всего повреждает само дерево, так изависть сначала разрушает душу, ее породившую. А тот, чьи добродетели или прибыток вызвали зависть, получает от Бога дополнительную поддержку, так что завистник делает своему противнику только доброе, то есть то, чего бы ему не желал.

Тем, кто не хочет расстаться с этой болезнью души, не избежать геенны огненной. А освободиться от этого недуга можно только тогда, когда вы поверите, что Господь наш Иисус Христос возлюбил нас всем сердцем и завещал любить друг друга. Поэтому нужно всеми силами избегать зависти — самой погибельной из всех страстей, которая вредит нашему спасению, так как является изобретением сатаны.

Но когда зависть уже завладела душой, она оставляет ее только после того, как доведет до полного безрассудства. И пусть больной завистью подает милостыню, ведет трезвую жизнь и регулярно постится, но если при этом он завидует брату своему, то его преступление огромно. Завистливый как бы живет в смерти, считая окружающих своими врагами, причем даже тех, которые его ничем не обидели. В душе он скорбит даже о том, что Богу воздаются честь и хвала, и рад тому же, чему веселится дьявол.

Преподобный Серафим Саровский
По учению святых отцов, при каждом человеке находятся два ангела: один добрый, другой злой. Ангел добрый тих, кроток и безмолвен. Когда он войдет в сердце человека, то говорит с ним о правде, чистоте, честности, спокойствии, о всяком благом деле и о всякой добродетели. Когда почувствуешь это в сердце твоем, очевидно -в тебе находится ангел правды. А дух лукавый острожелчен, жесток и безумен. Когда он войдет в сердце твое, то узнавай это по делам его

Зависть полна лицемерия, поэтому она — страшное зло, которое наполняет Вселенную бедствиями. От зависти рождается страсть к стяжанию и славе,  и какой бы грех вы ни вспомнили, знайте: любое зло проистекает от зависти. Зависть вторгается в церкви и порождает сребролюбие, она — растлитель правды. Поэтому к ней нужно относиться как к самому тяжкому из грехов и слезно молиться и просить у Бога прощения. Если вы так и поступаете, то вскоре получите исцеление от этого тяжкого душевного недуга.

Зависть берет начало от гордости, потому что гордый желает вознестись над остальными. Из-за этого ему трудно терпеть рядом с собой равных, а тем более тех, кто лучше его. Смиренный, напротив, не будет никому завидовать, так как знает о своих недостатках и умеет оценить окружающих по их достоинствам. Он не будет негодовать из-за того, что ближний его в чем-то преуспел. Но эта страсть есть в тех людях, которые считают себя выше остальных, а прочих почитают за ничто.

Основная цель зависти состоит в том, чтобы увидеть в неблагополучии того, кому завидуют. Потому эта страсть рождается тогда, когда у кого-то другого появилось благополучие, и умирает, когда благополучие заканчивается. Каин позавидовал Авелю и убил брата. Из зависти родные братья продали Иосифа в Египет. Зависти можно приписать то, что иудеи распяли Христа, Господа своего и Благодетеля. Таким образом, гордость превращается в зависть, зависть — в ненависть, ненависть — в злобу, а злоба толкает людей на преступления. Иоанн Златоуст писал: «Корень убийства — зависть», а "… кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет..." (1 Ин. 2:11).

Зависть не любит полезного, там, где она господствует, царит полное неустройство. Поэтому будьте благодарны Богу за свое положение, держитесь за него и не завидуйте тому, у кого больше чести и благополучия. Ведь мы призваны к тому, что получается у нас лучше всего, и зависть здесь не просто неуместна, она гибельна для души того, кто завидует. Не стоит пытаться отнять завистью то, что даровано Богом, и не стоит при этом гордиться, так как никто из нас ничего не может добыть себе сам, а всякая честь и всякий прибыток в руке Божьей.

Всякая страсть противна добру и истине, но зависть больше всего, так как ее суть — ложь и злоба. Этот грех самый ядовитый и самый несправедливый как для того, кто завидует, так и для того, кому завидуют. В небольшом количестве зависть есть у каждого, она появляется тогда, когда равный или даже худший оказывается наверху. Тогда раздражается эгоизм и червь зависти точит сердце. Зависть упорно требует свержения противника и не успокоится до тех пор, пока не достигнет цели или не погубит самого завистника.

Святитель Иоанн Златоуст
О, зависть — корабль осмоленный, адский, гибельный! Твой владелец — диавол, кормчий — змий. Каин — главный гребец. Диавол дал тебе в залог бедствия; змий, будучи кормчим, привел Адама к смертному кораблекрушению; Каин — старший гребец, потому что из-за тебя, зависть, он первый совершил убийство. У тебя от начала мачтою служит райское древо преслушания, снастями — ветви грехов, матросами -завистники, корабельщиками — демоны, веслами — хитрости, рулем -лицемерие. О, корабль — носитель бесчисленных зол… Там живут вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула и все, что только мы ни назовем и чего ни опустим злого, — все это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был поглотить этот корабль, но Иисус потопил его силою Духа, источником Крещения. В этом корабле были и якоря, но они переплавлены в гвозди для Христа; в этом корабле была и мачта, но диавол вырубил из нее Крест; в этом корабле были и снасти, но ими удавился Иуда. В этом корабле иудеи наткнулись на скалу, потерпели крушение в вере и потому доныне плавают в глубине неведения. Впрочем, те из них, которые в силах ухватиться за Христово судно, спасаются; остальные погибают горькою смертью неведения

Не страдают от зависти только доброжелатели, у которых чувство симпатии к людям преобладает над эгоистическими чувствами. Таким должен быть путь погашения зависти для всякого, кого она терзает. Нужно поторопиться и возбудить в себе доброжелательство по отношению к тому человеку, которому вы завидуете. Но этого мало: нужно подкрепить доброе отношение делом. После этого чувство зависти оставит вас. Возможно, что с первого раза вам не удастся полностью ликвидировать зависть, но после того, как «упражнение» повторить несколько раз, гибельная страсть полностью уляжется.Бороться с завистью необходимо, так как она может иссушить вас, измучить и даже привести к болезни и физической смерти. Поэтому так важно преодолеть себя и перестать желать ближнему зла.

Святые Отцы считают зависть равносильной убийству, так как именно она стала причиной первого убийства в человеческой истории. Зависть, словно яд, убивает веру еще до того, как рана станет ощутимой. Все это происходит от того, что зависть направлена не просто против человека, а против Бога.

Обсудить у себя 0
Комментарии (33)
Доброжелатели или те, кому неинтересен соревновательный процесс.
Что Вы хотите сказать?
Не страдают завистью те, «у кого хата с краю и ничего не знают»?
Нет. С точки зрения православия: человек, который занят работой, молитвой, воспитанием детей и.т.п., не станет высматривать у кого жена красивее и дом больше. Ему это неинтересно, и без того есть чем заняться. Завидуют любители «поглазеть на чужой огород», трудотерапия отлично от этого лечит.
Существует еще духовная зависть, зависть талантам других, зависть радости других, зависть вере других и пр. Самое печальное, но зависть иногда не прекращается даже со смертью того кому завидовали (например остались творческие работы этого человека).
И в таком случае можно учиться писать картины, сочинять музыку, работать над собой, радость же тоже дело наживное… Мне кажется зависть идёт бок о бок с ленью, когда человек мечтает что-то получить, но не приложить усилий. Когда человек работает и развивается бывает восхищение, белая зависть так-называемая.
Восхищение (ощущение сильнейшей радости, очарованности кем-либо или чем-либо) — страстная эмоция. Зависть не эмоция, но сама страсть. Невозможно научиться писать хорошие картины, если нет к этому таланта.
Знаете историю про то, как Каин (первый завистник) убил Авеля? Даже не саму историю, а причину, которая толкнула Каина начать завидовать брату?
Да, помню. Но Каин тоже не восхитился Авелем и не постарался приблизиться к брату, не задумался в чём он неправ, не проанализировал что он сделал не так. Он действовал не чувствами, а эмоциями, хуже того на порыве. И он не думал о своём приношении, а только смотрел на сторону что будет у Авеля. А ведь по-человечески должен был обрадоваться, восхититься, научиться чему-то, как сделал бы любой разумный человек.
Первопричина была в подготовке жертвы Богу. Авель выбрал самое лучшее из того, что у него было. Каин выбрал самое не нужное (посчитал: все-равно что принести, раз сжигать)
Потому первопричиной было неблагоговение перед Богом и скрытая гордость.
Я это всё к тому, что он изначально зло относился к своему брату (и эта причина упомянута в Вашем посте), но и не был занят своим делом (причина из моего комментария), за что и стал нарицательным персонажем на многие столетия.
Почему не занят? Каин был земледельцем и трудился — времена тогда были другие (супермаркетов не было)
Из толкования Ефрема Сирина: У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения
Понимаю что это толкование, а не источник, но как версия вполне достойно.
Правильно, из этого следует что Каин трудился, но не имел любви к Богу. Следовательно, первопричиной была не его лень, но отсутсвие любви.
Что тогда помешало ему совершить приношение правильно? Лень тоже бывает не только физической… мне видится что лень, равнодушное отношение к своему поступку.
Ему помешала гордость (рассуждение: почему это Я должен...)
Если так, то почему он стал делать то, что по гордости своей «не должен»?
В смысле? Не должен был приносить жертву Богу?
Ну если он был горд для приношений, то зачем делал это? Боялся гнева? И снова выходит, что он внутренне ленился, не вкладывал всего себя в это действие, совершал его из иных побуждений, а не ради демонстрации благодарности. 
Отец так положил, и брат готовил свою жертву Богу. Он не противился отцу, но не благоговел перед Богом (самость — превозношение — гордыня), оттого и не старался.
Вооот, а не старался=ленился, только лень его была в душе, а не в физических действиях, гордыня тут причина его лени. Так же не только в приношениях, если не гореть душой за своё дело, то не получится. То же старание, только внутри.
Сошлись на том, что первая причина — гордость.
Однако знаю примеры из жизни, когда лень «не обнаруживается» в развитии зависти. Бывает, завидуют не имению чего-то, а чтобы этого чего-то не было совсем (ни у завистника, ни у того кому завидуют). Не наблюдали такого в жизни?
Зависть к «нет проблем»?
) не в этом дело, хотя...
причина, например такая:" у меня этого таланта нет, такого таланта развить, купить или украсть не могу, почему у него(нее) есть талант? пусть и у него(нее) не будет таланта, да штоб он(она)..."
Где тут найдете место лени?
Даже отсутствие таланта можно компенсировать трудолюбием и упорством, можно найти смежный вид деятельности (приведу пример: моя подруга детства, увлечённая театром, но не обладающая талантом актрисы или певицы, стала продюсером и, таким образом, стала одной из тех людей, которыми восхищалась. А к моей преподавательнице по вокалу ходит парень, которому никогда не быть оперным певцом из-за дефектов речи, но он упорно трудится и добился неплохих результатов, и тоже никакой зависти, только радость от результатов своего труда и желание трудиться дальше). Конечно человеку проще сказать «нет таланта, нечего и работать» (лень!!!) и злиться на тех, кто работает или имеет талант от природы. Многие великие художники учились мастерству, знаменитые артисты балета работают в поте лица день и ночь, и.т.п. Один талант ничего не решает без действий, а вот голое трудолюбие может сдвинуть горы в любом деле.
Классический пример, хотя, возможно, и не достоверный: Моцарт и Сальери
Трудолюбие не преграда для зависти. Может казаться, что яблоки в саду соседа крупнее и слаще, чем в собственном (не взирая на уход и удобрение своего сада).
Это уже вопрос искажённого восприятия реальности. Мне кажется (не претендую на истину), что Сальери завидовал популярности Моцарта, а не таланту. Ноо тогда с психологией было всё сложно и популярность нельзя было получить трудом, что его и погубило. Сейчас это вопрос технологии и только.
Но, чтобы видеть яблоки в чужом саду надо на них смотреть, что подразумевает наличие свободного времени и интереса к тому «как там всё у Степановны-то»… Любой, у кого есть дача подтвердит, что там всегда дел лет на десять имеется…
Дел на даче полно, но не разгибаясь трудиться 7 дней в неделю — грех )
Если я не ошибаюсь, то религия предполагает посвящать остальное время воспитанию детишек, в принципе семейному общению, молитвам и церкви, а не выглядыванием чужих сочных яблок. Искушение эти «соревнования» для хорошего человека, так зачем интересоваться чужими фруктами?
Фрукты — это лишь «доступный образ». Если бы все были Святыми, но нет, наоборот — все грешат, даже слепые от рождения.
Опасаюсь больше всего трудолюбивых глупцов. Ибо натворить такого могут, что, к примеру, Чернобыльский кошмар покажется «небольшой экологической неприятностью». Лучше ленивый, но умный, чем трудолюбивый, но глупый.
Лучше умный и трудолюбивый (хотя это идеализм), ну хотя бы глупый трудолюбивый, но который хочет учиться.
Если хочет учиться — уже не глуп )
В этом с Вами согласен
Прекрасно сказано
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Алексей М
Алексей М
Был на сайте никогда
Читателей: 83 Опыт: 0 Карма: 1